|
Что такое Государственный технический осмотр автотранспорта с использованием средств технического диагностирования
Государственный технический осмотр
автотранспорта - что это такое, кто все это придумал, и с чего все
началось? Этими вопросами задавался уже не один автовладелец. Ниже мы
постараемся дать разъяснения по этому вопросу.
Для начала заглянем в историю вопроса.
К вопросам безопасности автомобилисты
стали обращаться сразу же после того, как достаточно большое количество
автомобилей появилось на дорогах, и произошли первые аварии. Причины
аварий были разные, но большинство было связано с неисправностью той или
иной системы в автомобиле. И одним из первых факторов был - способность
автомобиля затормозить в нужный момент. А так как в середине 20-х годов ХХ
века США лидировали по количеству автомобилей, то американцы первыми стали
задаваться вопросами обеспечения безопасности автомобиля на дороге. "По
поручению северо-американского бюро по стандартизации были произведены
опыты с автомобильными тормозами. При этом оказалось, что из 400
автомобилей, над которыми производились эти опыты, только 45 машин (11,2%)
могли быть заторможены (остановлены) на расстоянии менее 9 м при
первоначальной скорости движения автомобиля в 32 км\час. Следует однако
заметить, что теоретически автомобили с тормозами на все четыре колеса при
этой же начальной скорости движения должны проходить на тормозах
приблизительно не более 4,5 м, а при обыкновенных тормозах (на 2 колеса)
соответственно не более 6 м. У 120 машин (30%) путь торможения оказался
более 15 м; средняя же величина пути пройденного автомобилем на тормозах
достигала 14,3 м.
Опыты с 350-ю грузовиками дали еще
менее благоприятные результаты, т. к. средняя длина тормозного пути всех
испытанных грузомашин достигала не менее 25,9 м. И в этом случае опыты
производились при начальной скорости движения равной 32 км/час" (по
материалам сайта
GOSTEHOSMOTR.RU).
Эти данные привели к тому, что в
сначала в США стали развиваться сначала частные станции, на которых
предлагали услуги по периодической технической диагностике автомобилей на
исправность и безопасность на дороге. В последствии это стало
выстраиваться в систему, и в конце 50-х годов 20 века в США появилась
первая государственная программа обеспечения безопасности на дороге,
частью которой было проведение ежегодной технической проверки
автотранспорта на исправность.
В Европе программа обязательной
проверки автомобилей с помощью специальных диагностических стендов была
введена в начале 60-х годов 20-го века. И инициирован обязательный
техосмотр был страховыми компаниями. Теми, кто страховал здоровье и жизнь
сограждан, и теми, кто страховал автомобили и имущество. Цель - уменьшить
объем страховых выплат. Страховка автомобилей стала обязательной по мере
накопления страховой и судебной исковой практики. С введением
обязательного страхования особое значение приобрела система автосервиса.
Станция автосервиса не только проводит тестирование автомобиля по мере
выработки ресурса (каждые 30-35 тысяч км пробега), но и в обязательном
порядке за деньги владельца автомобиля проводит обслуживание и ремонт
тормозов, рулевого механизма, других систем и агрегатов, влияющих на
безопасность движения. После такого обязательного обслуживания автомобиль
проходит выходное тестирование и, если все в порядке, в сервисной книжке
делается соответствующая отметка. Надежность автомобиля гарантируется,
таким образом, до следующего осмотра, а станция автосервиса несет
определенную ответственность за качество восстановления ресурса тормозов и
других механизмов до следующего осмотра. Водитель обязан всегда иметь при
себе страховой полис и сервисную книжку. Дорожная полиция лишь следит за
соблюдением законности, как и всякая другая полиция. Такая вот традиция
заложена в систему обязательного техосмотра в Европе. Стержневой принцип
здесь - восстановление ресурса автомобиля за счет владельца при максимуме
удобств и строгой функциональности. Никто не хочет ездить на неисправном,
опасном автомобиле. Обязательный техосмотр стал обоснованной, платной
услугой автосервиса под надзором полиции и страховых компаний.
Впоследствии основные положения программы были внесены в Венскую
конвенцию.
Ну а что же в России.
В России к этой проблеме обратились
значительно позже, но все же обратились. Подписав Венскую конвенцию в 1977
году, СССР был обязан начать введения у себя системы подобной европейской.
Но в силу того, что союз был государством, которое само определяло для
себя правила, да и деньги все уходили на "оборонку" и на "космос", эта
система так у нас и не была введена, хотя в некоторых ПАТП и таксопарках
тормозные стенды были установлены, но в основном так, для "галочки", а не
для реальной диагностики. Простой же автомобилист ничего о существовании
подобного оборудования не знал, да и зачем ведь и так все проходили тот
"пресловутый" техосмотр, если не честно, так по "блату". Но времена
менялись…
И вот в Санкт-Петербурге, для решения
назревшей в тот момент проблемы гостехосмотра, решили обратиться к
передовому европейскому опыту, в частности к немецкой системе TÜV
и попробовали перенести ее в российскую действительность. Для этого, при
поддержке Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и
Ленинградской области, была спроектирована, и в 1997 году построена первая
в Санкт-Петербурге и одна из первых в России станций по проведению
государственного технического осмотра по новым методам. Для контроля
исправности важнейших узлов и систем автомобиля, влияющих на безопасность
движения, было установлено диагностическое оборудование известной
европейской компании. Применение немецких технологий и оборудования
позволило организовать этот процесс в соответствии с принятыми в Европе
стандартами. На этой станции, впервые в России, при помощи современного
диагностического оборудования проверялось множество очень важных для
обеспечения безопасности дорожного движения параметров - схождение колес и
увод автомобиля во время движения, соответствие показаний спидометра
реальной скорости автомобиля, состояние и работа амортизаторов, состояние
тормозной системы, сила света фар и правильность их регулировки, а так же
состояние рулевого управления, подвески и экологических показателей
автомобиля. Значения этих параметров прямо с измерительных приборов
поступали в компьютер и печатались на специальном бланке, который и служил
госавтоинспектору основанием для выдачи специального талона о прохождении
техосмотра. Применение современного оборудования и технологий, позволило
до минимума сократить число обслуживающего персонала и в то же время
намного увеличить пропускную способность станции, - ведь для полной
проверки автомобиля требовалось теперь всего около десяти минут! Но самое
главное - это то, что новая станция позволяла решить самую главную
проблему - обеспечить объективное и точное диагностирование транспортных
средств, а тем самым и их безопасность на дороге. И не случайно,
занимавший в то время должность вице-премьера и министра внутренних дел
Анатолий Куликов, посетив станцию, высоко оценил ее работу как первый
российский опыт сотрудничества государственных структур с предприятиями
других форм собственности. Эта высокая оценка привела к принятию в 1998
году Постановления правительства Российской Федерации № 880 "О порядке
проведения государственного технического осмотра транспортных средств", в
соответствии с которым, петербургский опыт получил всероссийское признание
и поддержку.
В соответствии с Постановлением
Правительства РФ N880 от 31.07.1998 года и Приказом МВД РФ N190 от
15.03.99 в России начала вводиться новая программа по проведению
ежегодного государственного технического осмотра с использование средств
технического диагностирования, говоря простыми словами, проверка
автомобилей с помощью специальных приборов и диагностических стендов. Эта
программа опирается как на уже имеющиеся наработки отечественных
исследователей, так и на достижения европейского опыта. В первую очередь
она направлена на обеспечение точного диагностирования основных узлов и
агрегатов автомобиля, отвечающих за безопасность его на дороге. В то же
время она направлена и на развитие частного бизнеса. По установленным
правилам ГТО организуется и проводится ГИБДД. Место проведения может
представлять собой стационарную станцию ГИБДД, передвижной пункт
государственного технического осмотра ГИБДД или специальную площадку
ГИБДД, а также, и здесь это важно, специализированную
производственно-техническую базу юридического лица или индивидуального
предпринимателя, в установленном порядке на конкурсной основе
привлекаемого ГИБДД к участию в проверке технического состояния с
использованием средств технического диагностирования при осмотре
транспортных средств.
В настоящий момент
нормативно-технические документы при проведении ГТО требуют обязательной
диагностики - тормозов, экологических параметров двигателя, фар головного
освещения, состояния рулевого управления, степени светопропускания стекол.
Данное требование относится пока только к автомобилям, возрастом от 5 лет
и старше.
Сейчас эта программа активно
развивается по всей стране и уже приносит свои плоды. Все больше и больше
автомобилистов приезжают на станции, оснащенные специальным оборудованием,
для того, чтобы оценить исправность своего автомобиля и его безопасность
для себя и окружающих. Потому, что только при помощи специального
инструмента и приборов можно продиагностировать современный автомобиль,
который с каждым годом становится все сложнее и сложнее технически, и, к
которому «дедовские» методы проверки уже неприменимы.
|